Система наставничества в дополнительном образовании Заводоуковского муниципального округа была представлена на веб-семинаре регионального модельного центра «Итоги внедрения целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в Тюменской
области» 31 января 2025 года. Программа семинара включала рассмотрение вопросов функционирования муниципальных опорных центров, повышения доступности и качества дополнительного образования детей, наполнения муниципального сегмента Навигатора дополнительного образования детей Тюменской области, развития кадрового потенциала системы дополнительного образования в Тюменской области, повышения профессионального уровня педагогов дополнительного образования, реализации Паспортов развития естественнонаучной и технической направленностей дополнительного образования муниципальных образований Тюменской области и др.
Опыт наставничества в учреждениях дополнительного образования округа:
Система наставничества в учреждениях организована достаточно давно, но особый системный характер она приобрела в 2022 году и в год Педагога и наставника. В основе — соответствующие документы, принятые на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Приказом департамента по социальным вопросам администрации округа назначен куратор внедрения целевой модели наставничества — заместитель директора департамента по социальным вопросам. В учреждениях дополнительного образования (МАУ ДО «СШ», МАУ ДО ЗМО «ЗДШИ», МАУ ДО «ЦРД и М») разработаны программы наставничества, положение о системе наставничества и применяются различные модели наставничества.
Во всех учреждениях дополнительного образования особенно востребована модель «Педагог–обучающийся». В детской школе искусств она реализуется в рамках школьного проекта «Моя будущая профессия». Результат такой наставнической деятельности — ежегодные поступления выпускников школы в СУЗы и ВУЗы для получения профессии в области культуры и искусства. В 2023 году — 12 выпускников школы. В Центре развития детей и молодёжи данная модель очень актуальна в части работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В прошедшем году в трёх парах модели обучающиеся с ОВЗ стали наиболее социолизированными, родители отмечают у них стабильный эмоциональный фон. Модель «Педагог–обучающийся» применяется и при реализации проектной деятельности в рамках дополнительных общеобразовательных программ. Примером такой деятельности является проект «Сказка на дом», охватывающий детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые в силу своего состояния здоровья не могут посещать учреждения и быть участниками мероприятий. Сказка приходит к ним домой! Педагог дополнительного образования со своими воспитанниками разрабатывают театрализованные программы с элементами кукольного театра, теневого театра, игротехники, с учетом особенностей здоровья детей, которых собираются посетить.
В спортивной школе реализуется модель «Педагог — группа обучающихся». Сформированы 5 наставнических групп и одна наставническая пара с одаренными обучающимися, куда вошли 28
воспитанников. По итогам 2023 года именно эти 17 наставляемых являются участниками Региональной базы данных талантливых детей и молодежи Тюменской области. Воспитанники принимают активное участие в проведении внутришкольных, муниципальных, областных соревнований в качестве спортивных судей, где демонстрируют свои организаторские качества,
знания правил судейства соревнований. В копилке достижений наставляемых 8 призовых мест на соревнованиях Межрегионального уровня, из них 1 — по дзюдо, 7 по волейболу; 52 призовых места областного уровня из них 4 — по дзюдо, 17 – лыжные гонки, 14 – по биатлону, 17 по волейболу, 5 человек являются участниками Всероссийских соревнований по лыжным гонкам. Спортивная школа в прошедшем году приняла участие в областном конкурсе видеороликов «Лучший наставник 72», где заняла 2 место.
В детской школе искусств очень эффективно реализуется модель «Педагог – педагог», в рамках которой закреплены наставники за молодыми, начинающими педагогами (на сегодня организовано 7 пар). Наряду с традиционными видами наставничества преподаватели школы искусств применяют и современные, например, «реверсивная» форма, «скоростное консультационное наставничество», «групповое комплексное наставничество».
На территории муниципального округа также реализуется областной проект по организации индивидуального профилактического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении «Твой выбор». За 2023 год в рамках проекта 4 наставника осуществляли сопровождение 5 несовершеннолетних из 5 семей. Заводоуковский муниципальный округ принимает участие в реализации областного проекта по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних с привлечением ресурса социального партнерства «Рука помощи». Волонтерские отряды ведут наставническую работу с несовершеннолетними. В 2023 году в проекте приняли участие 11 подростков категории «находящиеся в социально-опасном положении». В течение года по исправлению снято 4 человека, вновь зашли в проект 6
несовершеннолетних.
С целью подведения промежуточных итогов наставнической деятельности в Заводоуковской детской школе искусств в 2023 году был проведён конкурс наставнических практик «Призвание – 2023». На данном конкурсе педагог отделения театрального искусства, презентовала свой методический сборник «Узелки на память», в котором обобщила свой педагогический опыт работы с обучающимися. Данный сборник может использоваться молодыми педагогами театрального творчества и служить им пособием. В конце января две наставнические пары приняли участие в региональном конкурсе наставников и молодых педагогов «Формула профессионального успеха» в городе Тюмень, где заняли 3 место.
В рамках года Педагога и наставника по инициативе муниципального опорного центра дополнительного образования детей в прошедшем году впервые был проведен муниципальный конкурс лучших наставников в сфере дополнительного образования. Участниками конкурса стали педагоги из всех учреждений дополнительного образования. Конкурсанты выполняли задания в два этапа. На заочном этапе участники представили на суд экспертного совета презентации по теме «Моё портфолио наставника». Очный этап предусматривал защиту творческих презентаций на тему «Мой путь наставника», психологической игры «Подъём в гору», в ходе которой конкурсанты пообщались друг с другом, зарядились положительными эмоциями и еще раз подтвердили тот факт, что педагогическая деятельность похожа на постоянное покорение различных высот и стремление к победе. Один из победителей окружного конкурса 2023 года, тренер–преподаватель спортивной школы Дубровин Максим Андреевич принял участие в областном конкурсе наставников, по итогам которого занял 2 место в номинации «Наставническое сопровождение обучающихся». По результатам конкурса в 2024 году с победой поздравили Ирину Владимировну Ежеменскую. В сфере дополнительного образования Ирина Владимировна работает уже 39 лет, в том числе в центре развития детей и молодёжи 11. Участие в конкурсе наставников стало для неё своеобразным обобщением большого педагогического опыта работы и подведением определенных итогов. Ирина Владимировна считает, что в её модели наставничества «Педагог-обучающийся» имеются ценные и важные формы и методы работы, в том числе с одарёнными детьми, которыми она поделилась с коллегами. А участие в конкурсе наставников побуждает к самообразованию, изучению различных методик, психологических подходов, применению инноваций и способствуют повышению квалификации. Двое из участников конкурса Ирина Владимировна и Александр Андреевич представили наш округ на областном этапе.
С каждым годом система наставничества в дополнительном образовании развивается, ведется работа с молодыми педагогами, работа с детьми разных социальных категорий. Наставничество является универсальной моделью построения отношений внутри любой организации, осуществляющей образовательную деятельность, как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.

